Проблемы риэлторского бизнеса

Основными проблемами риэлторского бизнеса являются – слабая законодательная база, кадровый голод, отсутствующая генетическая связь поколений по ведению бизнеса. Риэлторскому бизнесу 20 лет и этому возрасту, как и в человеческой жизни присущи типичные ошибки молодости и проблемы со здоровьем. Это максимализм, бесшабашность, не оправданные риски, не всегда правильные действия и решения. Но, если сравнить риэлторский бизнес прошлого столетия с риэлторским бизнесом 21 века, то наблюдается большая разница. Хотя разница всего в 20 лет – изменения произошли грандиозные. И не всегда в строну прогресса. На заре становления этого бизнеса существовал закон о риэлторском бизнесе. Затем он был отменен, а новый вот, почти 10 лет, так и не появился. А это конечно же, отражается на качестве оказываемых услуг. Отсутствует единая политика цен, по-разному трактуется наполняемость услуги. Нет единых стандартов в работе. Хотя профессионалы рынка недвижимости, объединившись в сообщества, очень многое делают, чтобы бизнес был качественным, прозрачным, с едиными стандартами в работе от Калининграда до Владивостока.

И сегодня тот путь, который прошли, например американские риэлторы за 100 лет, наши риэлторы преодолели за 10 лет. Мы еще не догнали в технологическом плане мировой прогрессивный риэлторский бизнес, но успешно движемся к цели, хотя отсутствие законодательства существенно тормозит этот процесс. Так как абсолютно разрешено заниматься этим бизнесом каждому, у кого есть телефон, стол и стул. А это так же страшно, как если бы любой человек, без образования стал бы врачем или педагогом. Образование, в такой капиталлоемкой и социально ответственной сфере просто необходимо. Риэлтор – это симбиоз профессий. Это юрист, строитель, психолог, дизайнер, налоговый инспектор, оценщик, экскурсовод, финансист, экономист, дипломат. Тем более, что услуга американского риэлтора заканчивается показом объекта недвижимости или подбором варианта покупки, но тем не менее образование и уровень квалификации постоянно из года в год подтверждается соответствующими сертификатами. Услуга российского риэлтора имеет юридическую составляющую, у американцев эту часть работы выполняет совсем другой бизнес и за дополнительные деньги. И у российского риэлторского бизнеса – это самое узкое место, поэтому суды переполнены пострадавшими клиентами от не профессионально сработавших риэлторов.

Сегодня витает в воздухе идея в России, передать эту часть бизнеса риэлторов нотариусам. Вот тогда будет правильно. Но это было необходимо сделать на самой ранней стадии рождения риэлторского бизнеса. Так как цена этого вопроса оказалась для многих россиян очень высокой. Огромное количество лиц без определенного места жительства – результат недомыслия в этом вопросе и безответственности государства.

Кадровый голод – это вторая серьезная проблема риэлторского бизнеса.

Когда появились первые риэлторы – это были в 90-ые годы. Ими стали, оставшиеся без работы, военные, врачи, педагоги и народ совсем без образования. Безграничные денежные возможности притянули в эту сферу и огромное количество аферистов. Поэтому до сих пор население России считает эту профессию с душком. Но ведь даже в растительной сфере, чтобы получить хороший урожай, приходится вносить в землю не всегда приятно пахнущий навоз. Но, несмотря на дурно пахнущее начало риэлторской деятельности, многие сегодняшние профессионалы рынка недвижимости, с гордостью произносят название своей профессии. В том числе, и я всегда гордо говорю – я риэлтор – профессиональный участник рынка недвижимости. Кстати, тот кто работает не профессионально и совершает преступления, именуются просто мошенниками. И к риэлторскому бизнесу не имеют ни какого отношения.

Но не всегда это явные преступления – отсутствие специального образования – это безответственный подход к делу. Одного желания мало, чтобы заниматься этим бизнесом.

20 лет назад этому бизнесу никто, ни где не учил. Сегодня тоже специально на риэлторов не учат, но уже есть специальности, которые готовят специалистов рынка недвижимости. И это безусловно – прогресс. Отложило свой отрицательный отпечаток и отсутствие генетической преемственности ведения бизнеса вообще. Когда 90 лет назад, в годы революции, слово собственность стало под запретом и занятие любым бизнесом стало синонимом преступления, оборвалась связь поколений по передаче опыта в ведении бизнеса. Хотя риэлторский бизнес до революции был очень силен законодательно и без опытного маклера в сфере недвижимости не проходила ни одна сделка. Поколение 90-ых с нуля осваивало этот бизнес и вообще любой другой.

Это безусловно трудно, когда нет ни какого ни у кого опыта, поэтому ошибки были и до сих пор есть. И будут, если государство будет бездействовать в этой сфере.

Во всех странах мира 60-80% населения занимаются бизнесом вообще. В нашей стране – это не более 2% населения. Сложился менталитет на генетическом уровне – лучше стабильная, но маленькая зарплата. И только единицы умеют принимать вызов – когда и много полученных денег и мало – это результат их труда. Это та часть населения, которая готова рисковать. Ведь бизнес это всегда риск. И даже молодое студенческое поколение уже заражено этим менталитетом. Из огромного количества студентов только единицы приняли вызов – работать без оклада. Ведь риэлторский бизнес, предполагает оплату за работу – только процент от сделок.

Эти два фактора – отсутствие специального образования и форма оплаты за работу, очень часто влияют на приток новых кадров в бизнес, а также на текучесть персонала в уже существующем бизнесе. Любому новичку риэлторского бизнеса требуется в среднем месяца четыре, чтобы научиться самому зарабатывать. И самое трудное время наступает, в психологическом плане, именно к этому сроку. Мы все знаем, что самое темное время суток – это время перед рассветом. Я так всегда и говорю, что такой-то товарищ опять не «дожил до рассвета», хотя был в пяти минутах до него. Но тот кто «доживает до рассвета» – уже никогда не уходит из риэлторского бизнеса. Вкус денег, которые ты зарабатываешь собственным трудом, не сравним со вкусом полученных денег по найму.

Кто-то бывает не решительным и его устраивает работа на «дядю» по найму, в том числе и на государство. Но есть и другие крайности, покрутившись несколько месяцев в качестве сотрудника риэлторской компании, другие замахиваются открыть свое агентство недвижимости. Результат – бесславное закрытие, и тоже через несколько месяцев. Подмечено в январе каждого года появляется на рынке недвижимости до сотни новых фирм, а к декабрю столько же закрывается.

Ведь это же понятно, что чтобы чему-то научиться, нужны годы работы рядом с опытным бизнесменом и касается это не только бизнеса. Хочешь хорошо рисовать – учись у опытного художника, плясать учись у опытного танцора, годы проведи в подмастерье у хорошего кузнеца, чтобы к тебе прилепилось слово профессионал. Так же и в бизнесе – покрутись, поработай лет пять на всех самых низких позициях бизнеса, узнай все изнутри. А после этого результат открытия своего дела будет, несомненно, положительным. Недаром лучшие директора заводов это те, кто прошел путь от станка к директорскому креслу.

Портрет современного риэлтора в России – это женщина 40-45 лет с двумя детьми, без мужа и с очень сильной мотивацией – жить хорошо в материальном плане. Примечательно, что в мировом масштабе – это мужская профессия, с присущими ей рисками и выматывающая психологически.

Существует даже такой термин, как профессиональное выгорание. От которого, даже, существует лекарство, но не все его знают. Примечательна еще одна вещь, директора агентств недвижимости и в мире, и в России, в основном мужчины. В г. Кемерово же – директора агентств недвижимости, в основной своей массе – женщины. Мужчины других регионов и государств, весьма удивлены такому феномену на Кузбасском рынке недвижимости. Я тоже не знаю, как этот факт интерпретировать, чем объяснить, почему мужчины этот бизнес переложили на хрупкие женские плечи сибирячек.

Жалко, что мало студентов нашей специальности идет в риэлторский бизнес. Бизнесу нужны их головы, их знания – ведь на сегодняшний день они могли бы качественно изменить этот бизнес, внести новую струю в его развитие, что очень актуально.

Кихаева Татьяна – владелец бизнеса, действующий брокер на рынке недвижимости с 1997 года, генеральный директор агентства недвижимости «Градиент», руководитель дипломных проектов Куз ГТУ на специальности «Экспертиза и управление недвижимости».